Логотип GDOR FALLOUT: Факты и Домыслы (Gravedigger's Original Research)
"There's two kinds of people in the world:
Those with loaded guns, and those who dig."


We dig.
Археология: Локации Персонажи Предметы
Исследования: Fallout 3 Fallout 1-2 Архив Юмор
Сайт: Инфоблок Файлы Галерея Форум
# #

Факты и домыслы - Возвращение к природе

Всего 6 000 лет назад, согласно исследованиям Стефана Креплина, на месте Сахары еще не было иссушенной пустыни. По результатам проведенных в 2008 году исследований, Сахара была покрыта зеленью и множеством озер. Эта обширная местность, превосходящая по размерам Австралию, была также населена. Осушение территории из-за изменения климатических условий привело к превращению в бесплодную Пустошь.

Пустыня

Впрочем, человек за свою историю не уступал климатическим явлениям в степени разрушительности, примером чему может служить хотя бы Аральское море, которое после 1960-х годов уменьшилось уже в четыре раза, угрожая превратиться в пустыню Аралкум. В условиях современного экологического кризиса люди все чаще начинают задумываться о возвращении к природе. Это выражается в таких социальных тенденциях, как движение «Зеленых», стремящихся защитить окружающую среду; в процессе субурбанизации, при которых люди переезжают из каменных городов в зеленые пригороды; в увеличении государственного регулирования вредных выбросов и заповедных зон; появлении кактусов у компьютеров и т.п.

У стремления к природе есть и психологическая основа: детство человечества, как и детство отдельного человека (онтогенез повторяет филогенез), является самой комфортной и беззаботной стадией его развития. А в детстве человек как вид был частью природы, что в своё время постарался доказать Чарльз Дарвин. Проблема отделения человека от естественной среды, впрочем, отражается и в религиозных текстах, так что сторонников креационизма она волнует ничуть не меньше. В Библии отделение человечества началось с того момента, когда Бог изгнал его (тогда еще только Адама и Еву) из Рая. Соответственно возвращение в рай, то есть в первоначальное (пренатальное) состояние, становится основной жизненной целью. Включенность в структуру природы лишает человека свободы и индивидуальности, а следовательно страха перед неопределенностью и смертью.

Очевидно, что на грани гибели цивилизации, когда над миром неиллюзорно нависает угроза ядерной войны, и в Сахару может превратиться большая часть планеты, вопрос о сохранении экологии превращается в главную головную боль прогрессивно мыслящего человечества. Для начала вопрос сохранения по крайней мере самого человека (инстинктивный), а затем уже остальных элементов биосферы. Именно в таком порядке происходит отражение этих вопросов в Fallout: идея Убежищ в первой части, GECK во второй. К сожалению, кроме самого GECK и построенного с его помощью Города-Убежища все остальные попытки спасти природу оказались безжалостно отменены, поэтому восстанавливать их придется по остаткам дизайн-документов.

Fallout 1: Енотовидная утопия

Енот

Поскольку разговор в статье пойдет именно про сохранение природы после войны, вопрос Убежищ, занимающих ключевое место в первой части, рассмотрен не будет. Однако кроме них в игре должна была появиться дополнительна локация, населенная енотами, также отражающая процесс возвращения к природе. Подробнее о енотах можно прочитать в соответствующей статье. В самом существовании развитого утопического общества, основанного мутировавшими животными (позже аналогичная ситуация сложится с поселением мирных мудрых Когтей Смерти в Убежище 13), в мире сходящих с ума и умирающих от голода людей, отражена позиция превосходства животного начала над человеческим, которое в любой антиутопической картине представлено порочным, а в мире Пустоши еще и доведшим планету до гибели.

Эта идея подтверждается и источником основного конфликта внутри общества енотов. Согласно Библии Fallout, оно разделилось на две фракции, первая из которых сохранила мифологическое сознание (свойственное ранним стадиям развития человечества), а вторая оказалась в состоянии скептического отношения к бытовавшим убеждениям, что свидетельствует о пробуждении сознания и отделении существа от окружающей природы. Попытка вырваться за грань биологической детерминированности приводит к началу конфликта. Еноты встали на путь людей, на путь свободы и самосознания, они сделали первый шаг за границы Эдемского Сада.

Fallout 2: Опороченный Город-Сад

GECK

Чтобы закрыть тему енотов, стоит напомнить, что еще одним гармоничным обществом стала группа мутировавших Когтей Смерти, населявших Убежище 13. Матриархальная, основанная на поклонении природной материнской функции женского начала, культура сформировала общество, в котором рационализм подчинился биологическим функциям, став лишь инструментом для продолжения естественного существования вида. Надо упомянуть, что именно выделение рационального начала, получение им власти над природной эссенцией, является одним из ключевых моментов в цепочке отделения человека от природы. В очередной раз происходит противопоставление порочного человека и природы, когда солдаты Анклава уничтожают мохнатое население Убежища.

Но главным объектом Fallout 2 стал именно GECK. Небольшое устройство, хранящее внутри большую надежду. Просто добавь воды, как говорится в рекламе популярного растворимого напитка. Маленький чемоданчик, гарантирующий владельцу счастливое будущее. Впрочем, идея о порочности человека проявляется даже здесь. Единственным обществом, которое может достойно использовать GECK, становится дикое, максимально близкое к природе, общество аборигенов с копьями. Что же делают с GECK остальные? Анклав, центр сохранения довоенных технологий (продуктов рациональной деятельности), хранит его на складе: они так далеко отошли от природы, что возможность возвращения к ней рассматривают лишь в далекой перспективе.

Город-Убежище сумел построить сад, но он населен безвольными рабами и аморальными господами. (А ведь четкая социальная иерархия является попыткой заменить биологический детерминизм социальным.) И снова порочный человек на фоне зеленых газонов и поющих птиц. Кстати, единственный адекватный индивид в этом жутком городе, которому не хватает только Интеграла в центре (не доросли по технологии из-за возвращения к неэффективной системе эксплуатации лично зависимых людей), занимается вопросами экологии – улаживает проблему с атомной электростанцией в Гекко.

Fallout 2+: Проекты по восстановлению природы

Кроме очевидных противопоставлений человека и природы в Fallout 2 существует также огромный пласт идей, не попавших в игру, но позже пытавшихся всплыть во всех частях Fallout вплоть до творения Bethesda. Речь в данном случае идет о локации Earth Protection Agency, которая была вырезана незадолго до релиза, но дошла до нас через Библию Fallout. Подробнее о ЕРА можно прочитать в соответствующей статье на GDOR.

Что интересно, во всех будущих проектах серии Fallout идея цветущей зеленой локации появлялась снова и снова, в итоге реализовавшись только в третьей части. Первой жертвой стремления к природе стал Van Buren. Одной из ключевых локаций отмененной игры был Питомник, грандиозная система автономного биогеоценоза, спрятанного правительством в недрах каньона, защищающего его биологическое единство от последствий ядерной войны.

Питомник

Описание

Питомник: Вы стоите на краю каньона, наблюдая перед собой долину. Она покрыта зеленью и наполнена лоснящимися растениями покуда хватает глаз. В изголовье каньона находится озеро с кристально чистой голубой водой, вместо привычной коричневой жижи. Из озера в центр долины вытекает река, исчезающая в дальней стене каньона. Вдоль берега озера видны какие-то здания, но детали размываются из-за расстояния.

Питомник (Nursery) – чудо довоенной инженерной мысли. Это автономная сбалансированная экологическая система, расположившаяся в глубине каньона. Находящаяся в долине часть каньона кишит флорой и фауной родом из прошлого. В изголовье долины расположилось озеро с кристально чистой голубой водой, которое питает реку. Река течет из одного конца долины в другой, исчезая в стене каньона. Вдоль озера расположились несколько зданий, в которых находится поддерживающее существование Питомника оборудование.

Питомник находится к юго-западу от Денвера, Колорадо, рядом с Национальным Парком «Черный каньон». Край каньона находится на высоте около мили над уровнем моря, имеет глубину примерно в полмили. Это место было выбрано для устройства Питомника, потому что оно изолированно и имеет статус национального парка, также оно менее всего подверглось воздействию войны (или быстрее всего восстановилось от последствий).

Цели локации

  1. Предзнаменование: Питомник должен дать игроку чувство надежды на будущее. Его нужно представить как последние остатки Матери Природы, последнюю надежду Земли вернуться к своему прежнему благоденствию.
  2. Угроза уничтожения: Питомник перенес несколько технических неисправностей, которые, оставшись неисправленными, могут привести к разрушению комплекса. У игрока будет возможность восстановить нормальное функционирование.
  3. Угроза заражения: Питомник пострадал от биологического инцидента, который может уничтожить основные виды растительного мира, населяющего комплекс. У игрока будет возможность вернуть комплекс в устойчивое состояние или же приблизить катастрофу.
  4. Возможность найти вакцину от болезни: Питомник на момент посещения игроком управляется изощренным искусственным интеллектом, обладающим обширными знаниями в области медицины. Игрок может убедить обслуживающего компьютер закачать эти данные в Pip-Boy.

История

Еще до падения бомб ученые по всей стране задавались вопросом, как спасти человечество от разрушительных последствий войны. В конце концов их поиски привели к созданию компании Vault-Tek и проекта Убежищ. На протяжении следующих лет по всей стране начали появляться огромные подземные комплексы – сотни Убежищ. В эти укрытия люди и их надежды смогли бы спрятаться на время войны.

Агентство по Защите Земли (EPA) рассматривало Убежища только как часть решения. Они собирались спасти не только человечество, но и всю природу. Поэтому появилась идея построить еще одно Убежище, но в гораздо больших масштабах. Убежище для самой Матери Природы, где она будет дожидаться перерождения человечества. Когда выжившим потребуется возродить землю, Райский Сад уже будет их ждать. Вот для чего создавался Питомник.

При устройстве Питомника возник ряд проблем. Было понятно, что строить его под землей, как Убежища, невозможно. Природе нужны солнце, ветер, дождь для процветания. Но, открытый миру, разве смог бы он выжить? Единственным решением стало устройство Питомника в изолированном месте, свободном от человека и последствий войны. Начались поиски такого места.

В компьютеры заносились терабайты данных о последствиях войны, о возможных местах падения бомб, о распространении запустения. Информация о воздушных потоках, климатических условиях, а также условия выживания Питомника попали в общую формулу. В итоге на основе топографических карт местности компьютер должен был сделать выбор.

Прошли годы, но ответ нашелся. Один из каньонов должен был стать местом расположения Питомника, глубоко в горах, защищенный как от войны, так и от людей. Вскоре после этого самый амбициозный проект человечества стал реальностью: автономная самостоятельная экологическая система, способная к самовоспроизводству. Конечно, осуществление такого проекта было не под силу одному лишь государству, так что пришлось привлечь частный сектор.

Дерек Гринуэй (Derek Greenway) был ученым, работавшим на «Энергию Посейдона» (Poseidon Energy). Когда оказалось, что «Посейдон» больше заинтересован в создании орудий уничтожения, нежели спасения человечества, Дерек ушел из компании и основал свою собственную. Так появилась «Гидропоника Гринуэя» (Greenway Hydroponics) с репоголовым символом по имени Мистер Грин.

Долгое время компания Дерека процветала, разрабатывая эвристические новинки в сельскохозяйственной сфере. Когда проект Питомника был представлен на тендер, Гидропоника Гринуэя оказалась самым оптимальным вариантом, получив право на создание комплекса.

Игрок может выбрать, как распорядиться комплексом: погубить его своим действием или бездействием, проявив свою человеческую порочность, либо спасти от уничтожения, обеспечив человечеству надежду на цветущее будущее.

Следующей игрой, подпавшей под влияние идеи о возрождении природы, был также отмененный проект Fallout: Brotherhood of Steel 2. Согласно выжившим дизайн-документам, главным виновником конфликта, который пытается решить герой игры, становится некто Майлс Риз, сумасшедший гений, пытающийся усовершенствовать GECK, найденный им в Питомнике.

Майлс Риз вступил в группировку рейдеров, именовавших себя Ничтожествами. Банда – полная противоположность Братству Стали. Вместо уважения технологий, они их ненавидят. Но даже в кругах банды Риз оказался чересчур агрессивным. Его ненависть к Братству росла, пока он не решил объявить войну.

Именно тогда Риз проведал о существовании GECK. Зная, что устройство может преображать ландшафт, он решил построить новый мир. Так что когда Риз наткнулся на Питомник, где GECK и был создан, он выкрал прототип.

Но в пути к Мексиканскому заливу GECK заработал, оставляя за собой странную полосу растений, разросшихся по местности. Прибыв к заливу, Риз нашел для себя источник жизни, и следующие 5 лет потратил на доработку и улучшение GECK. Но никто не мог сказать заранее, какой эффект улучшенный GECK окажет на окружающую среду, зараженную FEV. Необычные погодные явления, возникшие в центре Пустоши джунгли, Залив... затопил всю территорию базы.

Био-технологические изыскания Риза окупилась, создав органический купол вокруг базы, с отдушинами для воздуха, выходящими на поверхность воды. И до сих пор Риз работал над созданием нового мира... один... над Эдемским Садом.

Именно в этот момент в действие включается группировка Шакалов. Ненависть Риза к Братству укореняется, и он решает посмотреть, что братья смогут сделать без своих игрушек. Так что он посылает Шакалов выкрасть технологии Братства. Но Риз не сообщает Призраку, главарю группировки, что один из членов банды заражен био-организмом, выращенным при помощи GECK. Мини-бомбами, всегда готовыми сдетонировать. Как видите, в момент окончания разработки устройства для построения Нового Рая Риз собирается взорвать Шакалов, вместе с ними уничтожив технологию. После чего его новый Эдем разрастется по всей Пустоши, очищая старый мир и создавая новый.

Наконец, последняя нереализованная попытка Interplay заработать немного денег на бренде Fallout, а именно Fallout Tactics 2, также в основу сюжета выделяла возрождение уничтоженной биологической системы, которая закономерно обернулось против своего главного врага – человека. Как говорил некогда Тарас Бульба: «Я тебя породил, я тебя и убью».

Основная идея заключается в том, что GECK попал под воздействие радиации, так что Эдемский Сад получился полным мутировавших растений и грибов. «День Триффидов», «Доктор Кто» и «Семена Рока» (пожалуй, моё любимое) плюс старая добрая фантастическая радиация в сумме дают гигантских монстров, вот список главных источников идей. Мне больше всего нравится то, что перед твоими глазами природа делает свое дело и быстро озеленяет пески Пустоши, но дурацкие людишки чувствуют необходимость сопротивляться, потому что им не нравится идея превращения в удобрение. В сюжете было много возможностей неоднозначного выбора, так что такой сюжет/игровой мир кажется мне намного более интересным, чем бывший в первой части, с его роботами.

Общая боевая направленность всех игр, объединенных в названии отношением к Братству Стали, вынудило разработчиков сделать природу полностью враждебной. Так что разрешение конфликта возможно исключительно применением оружия.

И только в Fallout 3 живая природа показалась в полной красе. На северном краю Столичной Пустоши игрок может найти обширный сад, в котором живет мечтающий о смерти Гарольд. Впрочем, говорить о жизни и смерти для существа, наполовину ставшего растением, достаточно сложно. Решите этот вопрос сами. Только пожалуйста – без огнемета.

Заключение

Хотя большинство идей по возрождению природы и оказались за пределами реализованных проектов, оставшиеся документы позволяют установить, что задумки у разработчиков были грандиозными. Объединены они общей закономерностью: противопоставление природы и человека приводит игрока к выводу о важности первой и порочности второго. Впрочем, таков путь человечества на протяжении всей его истории. Отчуждение от первоначальной среды создало совершенно новый мир, который поставил все существовавшее ранее под угрозу.

Какая у этой истории мораль? Возможность слиться с природой человеку дана только через смерть, отказ от свободы и индивидуальности, от человеческой эссенции и экзистенции (Гарольд, Мастер). Этот путь, обычно проходящий через помутнение рассудка (Риз, Мельхиор), никогда не приведет к настоящему счастью ни для человека, ни для человечества. Сохранение обоих – природы и человечности – возможно только через заботу об экологии и окружающем мире (ЕРА, Nursery). Именно к этому призывают разработчики всех игр серии Fallout, от первой до третьей, которая путем использования дизайн-документов впитала в себя идеи, созданные в Black Isle для Van Buren.

Источники:

Автор: hamster

# #
Использование материалов сайта без разрешения Админиcтратора запрещено.
Контактная информация.